В Пятикнижии не говорится напрямую, сколько лет евреи были в Египте, но там предоставляются все основания для такого подсчёта. Правда, чтобы подсчитать правильно, надо не только хорошо ориентироваться в тексте, но и понимать смысл Пятикнижия, ибо даже при этом простом подсчёте несложно уйти в заблуждения. И именно такой уход в заблуждения нам сами же иудеи и демонстрируют, во всяком случае, это демонстрирует основная масса иудейства, воспринимающая свой основной священный текст явно поверхностно.
Итак, как же подсчитать, сколько лет евреи были в Египте? Основанием для подсчёта является пункт (стих) 40 главы 12 книги Исход, в котором сказано, что евреи пробыли четыреста тридцать лет совместно в Ханаане и в Египте. Хотя уже здесь появляются разночтения, которые позволяют трактовать это место по-разному.
Как в общепринятом тексте Торы, так и в церковном переводе Пятикнижия, основанном на Септуагинте, о Ханаане ничего не говорится. Там говорится, что четыреста тридцать лет евреи пробыли в самом Египте. И кому не хочется вникать глубже в смысл текста, тот может успокоиться на «авторитете каждой его священной буквы» и считать, что в Египте евреи пробыли четыреста тридцать лет. Дальнейшее не для них.
Но само описание еврейской истории говорит о том, что в Египте евреи никак не могли пробыть столько времени. В Египте они жили в продолжение четырёх поколений, а это явно меньше четырёхсот с лишним лет. Вот, например, поколения предков Моисея, которым в Египте довелось побывать: Леви – Кааф – Амрам – Моисей (Исход, гл6 п16-20). То, что Моисей был Амраму приёмным сыном, здесь значения не имеет, ход хронологии от этого не меняется. Леви, правда, вошёл в Египет уже в возрасте, но и Моисей вышел из Египта в свои восемьдесят лет. Так что в Египте было четыре поколения евреев, а это – лет двести, но никак не четыреста.
Уже поэтому общепринятый текст Торы в данном месте считают не полным. Общепринятый текст Торы это масоретский текст, который возник в конце пятого века нашей эры. Во многих местах он явно лучше помогает раскрыть смысл Учения, чем текст христианский, выполненный на основе Септуагинты, но и он имеет свои огрехи. И в данном случае соотнесение четырёхсот тридцати лет с временем пребывания в одном лишь Египте к таким огрехам относится.
В более ранних источниках в данном месте текста ко времени пребывания евреев в Египте добавляют и время их пребывания в Ханаане. Так сделано и в Самаритянском Пятикнижии, считающимся самым авторитетным вариантом текста, так сделано и в Александрийской копии Септуагинты. То же самое вынужден сделать и Шифман И.Ш. в своём научном переводе Пятикнижия, максимально приближённом к масоретскому тексту – в данном месте он делает вставку про Ханаан, ссылаясь в примечании на Самаритянский текст.
То же самое говорит и такой авторитет в делах еврейской истории, как Иосиф Флавий, который жил в первом веке нашей эры столетия за четыре до утверждения масоретского текста Торы и явно лучше ориентировался в истории евреев, чем буквоеды спустя века после рассеяния евреев. В «Иудейских древностях» (I том, стр.129, двухтомник 2002 года издания) он говорит, что евреи вышли из Египта через четыреста тридцать лет после того, как Авраам вошёл в Ханаан, и через двести пятнадцать лет после того, как Иаков вошёл в Египет. Тем самым Иосиф Флавий даёт точное число лет, прожитых евреями в Египте – двести пятнадцать лет. Это число и является правильным.
Нам остаётся только рассмотреть, как на основе четырёхсот тридцати лет совместного пребывания евреев в Ханаане и Египте это число получается. Там всё очень несложно:
1) Авраам выходит из Харана и поселяется в Ханаане в возрасте семидесяти пяти лет (Бытие, гл12 п4).
2) Когда Сара рожает Исаака, Аврааму сто лет (Бытие, гл21 п5).
3) Иаков рожается у Исаака в шестьдесят лет (Бытие, гл25 п26).
4) В тот год, когда евреи перебираются в Египет, Иаков в разговоре с фараоном упоминает, что ему сто тридцать лет (Бытие, гл47 п9).
И на основе этих данных подсчитываем, сколько лет евреи пробыли в Ханаане перед переселением в Египет: 25 лет до рождения Исаака + 60 лет жизни Исаака до рождения Иакова + 130 лет жизни Иакова до переселения в Египет = 215 лет. Ну, а в самом Египте они пробыли, соответственно, тоже 215 лет.
Но основная проблема не в этом. Сама эта неувязка с упущением времени пребывания в Ханаане легко понимаема и легко исправляема, с её учётом обычно время пребывания в Египте и рассчитывают – и всё равно получают не тот результат. Потому что в Пятикнижии есть ещё одно место, имеющее отношение к такому исчислению. В пункте 13 главы 15 книги Бытие Господь говорит Аврааму о том, что его потомки будут находиться на правах пришельцев угнетаемыми четыреста лет. Вот эта цифра в четыреста лет всех почему-то и смущает. И из неё исходят в первую очередь, потому как эту цифру называет сам Господь, а значит, воспринимать её следует непререкаемо и в трепете благоговейном.
И на основании сего благоговейного трепета начинают сопоставлять оба числа (четыреста тридцать и четыреста лет) и пытаются совместить их, чтобы получить общий непротиворечивый результат, основываясь в первую очередь, естественно, на числе Господнем. И получают двести десять лет. Что-то там хитроумно перед этим в своих рассуждениях намудрив.
И вот здесь мы подходим к самой сути Учения. И к тому, что есть люди, до понимания этой сути созревшие, а есть все остальные.
Суть Учения опирается на один-единственный пункт, на главный пункт: Бог создал человека по образу и подобию своему (Бытие, гл1 п26-27). Это означает, что Бог наделил человека сознанием, тем сознанием, которое отличает его от животных и которое позволяет ему быть думающим человеком и вести осмысленный образ жизни. Из этого пункта следует также важнейшее положение о том, что Бог дал человеку волю, дал возможность самостоятельного выбора и ответственность за совершаемый выбор. А всё остальное «суета сует и всяческая суета». Всё остальное это мельтешение существ, не сумевших воплотить в себе подобия божьего и не обладающих ни должным сознанием, ни должной волей, ни должной ответственностью. И компенсирующих это трепетом благоговейным ко всему, что, как им кто-то сказал, от Бога исходит.
На самом деле число в четыреста лет пятнадцатой главы Бытия это хороший психологический тест. Тест на зрелость понимания Учения. Бог говорит там о будущем, говорит в предположительной форме, говорит приблизительно, называя округлённую цифру. Как следует оперировать этой цифрой? Правильно, следует впасть в ступор благоговения и не сметь даже в мыслях шевельнуться куда-то в сторону.
Более того, там и само число в четыреста лет приведено по-еврейски. Даётся понять, что сказано приблизительно, а вот насколько приблизительно… это уже тема отдельного рассмотрения. Понять же о приблизительности данного числа и даже о его некорректности дают тут же, в этой же фразе, из которой следует, что все эти четыреста лет евреев будут угнетать. Вы читали Пятикнижие? Сколько лет евреев угнетали? Лет сто от силы, не более того. Так при чём здесь четыреста лет? А догадайтесь, при чём. Но написано очень корректно. Для того, чтобы обозначить некорректность.
Но, чтобы это всё понимать, надо обладать совершенно другим сознанием. Тем сознанием, которое изначально было дано человеку от Бога и которое развивается в русле этой данности. Сознанием ответственного за мир человека. А вовсе не тем сознанием, к которому низводит евреев иудаизм, превращающий их в лукавых потребителей этого мира. Второй тип сознания это даже не сознание, а отсутствие его, замена сознания коварной змеиной исхитряемостью. Это всё извечная история искушения человека Змеем и отторжения человека от Бога, повторяющая из века в век сюжет об изгнании в каждом конкретном человеке. В это изгнание загоняет евреев иудаизм с его совершенно специфическим пониманием Торы. И возникает трепет благоговейный. От того, что Бог уже не внутри, а где-то в неведомом отдалении.
Когда же в человеке присутствует достаточно развитое изначальное сознание, сознание от Бога, то Пятикнижие раскрывается совершенно иначе. И оказывается, что это совершенно другой текст, говорящий о совершенно не тех вещах, которые возникают при его зашоренном от отсутствия Бога восприятии.
Как пример того, насколько всё оказывается иначе, я могу привести историю Исхода, рассмотренную мною в очерке «Десятая казнь египетская – ключ к пониманию истории евреев». Прочитать его можно здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post206674573/
А вообще, дело не в том, чтобы как можно глубже кому-то Библию раскрывать. Множеству людей такие раскрытия просто ничего не дадут. Потому что всё дело в сознании. Есть два принципиально разных вида сознания: сознание, когда Бог есть в человеке, и сознание, когда Бог находится где-то вовне человека. И есть две совершенно разных Библии: Библия-215 и Библия-210. И те, кому дана Библия-210, Библию-215 просто не воспринимают или воспринимают её с большим трудом. Таково их сознание. Место сознания у них занимает трепет благоговейный.
Те же, кому дана Библия-215, вместе с более глубоким пониманием Библии почему-то теряют к ней интерес как к священной книге. Кто-то из таких людей уже говорил: «В Библии нет Бога, но есть предостережение о дьяволе». Библия становится книгой, позволяющей намного глубже понять мир, но книгой уже не священной. Потому что Бог находится не в Библии. Он находится внутри, в самом человеке.
Хотя Библия в варианте-210 позволяет спасти человека. Она предназначена для людей с проблемным сознанием, для людей, потерявших Бога внутри себя и не имеющих в себе поэтому изначального божественного сознания, и она удерживает их от дальнейшего впадения в несознательность. Потому что наделяет их трепетом благоговейным. И это очень важно. Ибо, когда в таких людях исчезает благоговейный трепет, на его место поселяется хамство. И это уже конец. Трепет же даёт устремление. И спасает.
А в состоянии-215 нужна уже не Библия, нужны совершенно иные вещи. Вещи, позволяющие сознание развивать. И для этого нужна уже совершенно другая Книга. Такая Книга под названием «Сокровенная тайна мира» находится здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post155815578/
Впервые обнародовано 7 марта 2012 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post209913919/
Итак, как же подсчитать, сколько лет евреи были в Египте? Основанием для подсчёта является пункт (стих) 40 главы 12 книги Исход, в котором сказано, что евреи пробыли четыреста тридцать лет совместно в Ханаане и в Египте. Хотя уже здесь появляются разночтения, которые позволяют трактовать это место по-разному.
Как в общепринятом тексте Торы, так и в церковном переводе Пятикнижия, основанном на Септуагинте, о Ханаане ничего не говорится. Там говорится, что четыреста тридцать лет евреи пробыли в самом Египте. И кому не хочется вникать глубже в смысл текста, тот может успокоиться на «авторитете каждой его священной буквы» и считать, что в Египте евреи пробыли четыреста тридцать лет. Дальнейшее не для них.
Но само описание еврейской истории говорит о том, что в Египте евреи никак не могли пробыть столько времени. В Египте они жили в продолжение четырёх поколений, а это явно меньше четырёхсот с лишним лет. Вот, например, поколения предков Моисея, которым в Египте довелось побывать: Леви – Кааф – Амрам – Моисей (Исход, гл6 п16-20). То, что Моисей был Амраму приёмным сыном, здесь значения не имеет, ход хронологии от этого не меняется. Леви, правда, вошёл в Египет уже в возрасте, но и Моисей вышел из Египта в свои восемьдесят лет. Так что в Египте было четыре поколения евреев, а это – лет двести, но никак не четыреста.
Уже поэтому общепринятый текст Торы в данном месте считают не полным. Общепринятый текст Торы это масоретский текст, который возник в конце пятого века нашей эры. Во многих местах он явно лучше помогает раскрыть смысл Учения, чем текст христианский, выполненный на основе Септуагинты, но и он имеет свои огрехи. И в данном случае соотнесение четырёхсот тридцати лет с временем пребывания в одном лишь Египте к таким огрехам относится.
В более ранних источниках в данном месте текста ко времени пребывания евреев в Египте добавляют и время их пребывания в Ханаане. Так сделано и в Самаритянском Пятикнижии, считающимся самым авторитетным вариантом текста, так сделано и в Александрийской копии Септуагинты. То же самое вынужден сделать и Шифман И.Ш. в своём научном переводе Пятикнижия, максимально приближённом к масоретскому тексту – в данном месте он делает вставку про Ханаан, ссылаясь в примечании на Самаритянский текст.
То же самое говорит и такой авторитет в делах еврейской истории, как Иосиф Флавий, который жил в первом веке нашей эры столетия за четыре до утверждения масоретского текста Торы и явно лучше ориентировался в истории евреев, чем буквоеды спустя века после рассеяния евреев. В «Иудейских древностях» (I том, стр.129, двухтомник 2002 года издания) он говорит, что евреи вышли из Египта через четыреста тридцать лет после того, как Авраам вошёл в Ханаан, и через двести пятнадцать лет после того, как Иаков вошёл в Египет. Тем самым Иосиф Флавий даёт точное число лет, прожитых евреями в Египте – двести пятнадцать лет. Это число и является правильным.
Нам остаётся только рассмотреть, как на основе четырёхсот тридцати лет совместного пребывания евреев в Ханаане и Египте это число получается. Там всё очень несложно:
1) Авраам выходит из Харана и поселяется в Ханаане в возрасте семидесяти пяти лет (Бытие, гл12 п4).
2) Когда Сара рожает Исаака, Аврааму сто лет (Бытие, гл21 п5).
3) Иаков рожается у Исаака в шестьдесят лет (Бытие, гл25 п26).
4) В тот год, когда евреи перебираются в Египет, Иаков в разговоре с фараоном упоминает, что ему сто тридцать лет (Бытие, гл47 п9).
И на основе этих данных подсчитываем, сколько лет евреи пробыли в Ханаане перед переселением в Египет: 25 лет до рождения Исаака + 60 лет жизни Исаака до рождения Иакова + 130 лет жизни Иакова до переселения в Египет = 215 лет. Ну, а в самом Египте они пробыли, соответственно, тоже 215 лет.
Но основная проблема не в этом. Сама эта неувязка с упущением времени пребывания в Ханаане легко понимаема и легко исправляема, с её учётом обычно время пребывания в Египте и рассчитывают – и всё равно получают не тот результат. Потому что в Пятикнижии есть ещё одно место, имеющее отношение к такому исчислению. В пункте 13 главы 15 книги Бытие Господь говорит Аврааму о том, что его потомки будут находиться на правах пришельцев угнетаемыми четыреста лет. Вот эта цифра в четыреста лет всех почему-то и смущает. И из неё исходят в первую очередь, потому как эту цифру называет сам Господь, а значит, воспринимать её следует непререкаемо и в трепете благоговейном.
И на основании сего благоговейного трепета начинают сопоставлять оба числа (четыреста тридцать и четыреста лет) и пытаются совместить их, чтобы получить общий непротиворечивый результат, основываясь в первую очередь, естественно, на числе Господнем. И получают двести десять лет. Что-то там хитроумно перед этим в своих рассуждениях намудрив.
И вот здесь мы подходим к самой сути Учения. И к тому, что есть люди, до понимания этой сути созревшие, а есть все остальные.
Суть Учения опирается на один-единственный пункт, на главный пункт: Бог создал человека по образу и подобию своему (Бытие, гл1 п26-27). Это означает, что Бог наделил человека сознанием, тем сознанием, которое отличает его от животных и которое позволяет ему быть думающим человеком и вести осмысленный образ жизни. Из этого пункта следует также важнейшее положение о том, что Бог дал человеку волю, дал возможность самостоятельного выбора и ответственность за совершаемый выбор. А всё остальное «суета сует и всяческая суета». Всё остальное это мельтешение существ, не сумевших воплотить в себе подобия божьего и не обладающих ни должным сознанием, ни должной волей, ни должной ответственностью. И компенсирующих это трепетом благоговейным ко всему, что, как им кто-то сказал, от Бога исходит.
На самом деле число в четыреста лет пятнадцатой главы Бытия это хороший психологический тест. Тест на зрелость понимания Учения. Бог говорит там о будущем, говорит в предположительной форме, говорит приблизительно, называя округлённую цифру. Как следует оперировать этой цифрой? Правильно, следует впасть в ступор благоговения и не сметь даже в мыслях шевельнуться куда-то в сторону.
Более того, там и само число в четыреста лет приведено по-еврейски. Даётся понять, что сказано приблизительно, а вот насколько приблизительно… это уже тема отдельного рассмотрения. Понять же о приблизительности данного числа и даже о его некорректности дают тут же, в этой же фразе, из которой следует, что все эти четыреста лет евреев будут угнетать. Вы читали Пятикнижие? Сколько лет евреев угнетали? Лет сто от силы, не более того. Так при чём здесь четыреста лет? А догадайтесь, при чём. Но написано очень корректно. Для того, чтобы обозначить некорректность.
Но, чтобы это всё понимать, надо обладать совершенно другим сознанием. Тем сознанием, которое изначально было дано человеку от Бога и которое развивается в русле этой данности. Сознанием ответственного за мир человека. А вовсе не тем сознанием, к которому низводит евреев иудаизм, превращающий их в лукавых потребителей этого мира. Второй тип сознания это даже не сознание, а отсутствие его, замена сознания коварной змеиной исхитряемостью. Это всё извечная история искушения человека Змеем и отторжения человека от Бога, повторяющая из века в век сюжет об изгнании в каждом конкретном человеке. В это изгнание загоняет евреев иудаизм с его совершенно специфическим пониманием Торы. И возникает трепет благоговейный. От того, что Бог уже не внутри, а где-то в неведомом отдалении.
Когда же в человеке присутствует достаточно развитое изначальное сознание, сознание от Бога, то Пятикнижие раскрывается совершенно иначе. И оказывается, что это совершенно другой текст, говорящий о совершенно не тех вещах, которые возникают при его зашоренном от отсутствия Бога восприятии.
Как пример того, насколько всё оказывается иначе, я могу привести историю Исхода, рассмотренную мною в очерке «Десятая казнь египетская – ключ к пониманию истории евреев». Прочитать его можно здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post206674573/
А вообще, дело не в том, чтобы как можно глубже кому-то Библию раскрывать. Множеству людей такие раскрытия просто ничего не дадут. Потому что всё дело в сознании. Есть два принципиально разных вида сознания: сознание, когда Бог есть в человеке, и сознание, когда Бог находится где-то вовне человека. И есть две совершенно разных Библии: Библия-215 и Библия-210. И те, кому дана Библия-210, Библию-215 просто не воспринимают или воспринимают её с большим трудом. Таково их сознание. Место сознания у них занимает трепет благоговейный.
Те же, кому дана Библия-215, вместе с более глубоким пониманием Библии почему-то теряют к ней интерес как к священной книге. Кто-то из таких людей уже говорил: «В Библии нет Бога, но есть предостережение о дьяволе». Библия становится книгой, позволяющей намного глубже понять мир, но книгой уже не священной. Потому что Бог находится не в Библии. Он находится внутри, в самом человеке.
Хотя Библия в варианте-210 позволяет спасти человека. Она предназначена для людей с проблемным сознанием, для людей, потерявших Бога внутри себя и не имеющих в себе поэтому изначального божественного сознания, и она удерживает их от дальнейшего впадения в несознательность. Потому что наделяет их трепетом благоговейным. И это очень важно. Ибо, когда в таких людях исчезает благоговейный трепет, на его место поселяется хамство. И это уже конец. Трепет же даёт устремление. И спасает.
А в состоянии-215 нужна уже не Библия, нужны совершенно иные вещи. Вещи, позволяющие сознание развивать. И для этого нужна уже совершенно другая Книга. Такая Книга под названием «Сокровенная тайна мира» находится здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post155815578/
Впервые обнародовано 7 марта 2012 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post209913919/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.