Термин «пятая колонна» появился после гражданской войны в Испании в тридцатых годах прошлого века. Армия победившего тогда генерала Франко наступала на Мадрид четырьмя колоннами, но в самом Мадриде действовали многочисленные сторонники этого генерала, занимавшиеся диверсиями, шпионажем, саботажем, устраивавшие различные провокации, сеявшие панику, формировавшие пораженческие настроения, и тому подобное. Всех этих тайно действовавших сторонников назвали тогда пятой колонной. И с тех пор любых агентов влияния, тайным образом работающих на пользу врага, по испанскому образцу тоже именуют пятой колонной.
Термин, в общем-то, понятный, хотя и несколько неуклюжий и далеко не всем известный. Есть немало далёких от политики людей, которым слова «пятая колонна» мало о чём говорят, или они эти слова просто не до конца понимают – хотя понятие это для нашей страны в настоящее время является крайне актуальным. Было бы, наверное, естественно подобрать какой-либо другой, более близкий к обычной речи термин.
Можно, например, использовать слова «тайные враги». И такие слова довольно часто используются, но их проблема, в частности, в том, что они несколько шире по смыслу и обозначают более широкий круг явлений.
Можно было бы ввести термин тайновражники, обозначающий именно такую категорию тайных врагов.
Но ситуация с такими тайновражниками интересна тем, что она совершенно не нова для нас. Сколько существует Русь и мы на ней, как славяне-богоборцы, столько существуют и эти тайновражники, пытающиеся предстать нашими друзьями и даже частью нашего народа и при этом тайно работающие на наше разрушение и уничтожение. И издревле существует слово, которым таких тайновражников называли. Это слово шалава.
С понятием лава мы уже знакомы, оно означает обобщённо вражьи силы. А что означает понятие ша? Изначально оно означает молчание. До сих пор сохранился, например, возглас ша!, означающий призыв к молчанию или даже приказ замолчать. Но вообще понятие ша значительно шире по смыслу и означает также тайну, тайное, скрытное, внутреннее, сокровенное, эзотеричное. Например, слово шаман обозначает именно такого тайного человека – человека эзотеричного, внутренне обращённого к себе, во взаимодействие с тайными силами. Ну, а слово шалава означает тайные вражьи силы, именно ту самую пятую колонну, о которой идёт речь.
Именно таким это слово было изначально. Но со временем им стали называть также и непутящих женщин, которые выступали в отношении к своим семьям в качестве тайных врагов, своим беспутством и прочей непутёвостью свои семьи разрушавшими. А потом это слово начали применять преимущественно в отношении к ним и его изначальное значение забылось.
Но изначально шалавы это именно тайные враги народа и страны, тайные враги отечества. Его так и стоило бы применять в дальнейшем: шалава это обобщённо пятая колонна и агент влияния в единственном числе, и шалавы – агенты влияния во множественном числе.
Поскольку термин шалава употребляется в отношении двух разных групп лиц (в отношении скрытых врагов на межличностном уровне и в отношении их на уровне общественном), то можно было бы этот термин так и разделить – на шалав личностного и шалав общественного плана. При этом напрашивается их сравнение между собой и просматриваются интересные параллели.
Как ведут себя люди в отношениях с другими людьми, чтобы не поставить себя в неприглядное положение и невольно не выглядеть шалавой? Они ведут себя однозначно. Всячески избегают двусмысленного поведения и двусмысленных ситуаций. Это норма поведения. Для достойных людей, во всяком случае, для уважающих себя людей. Не боятся двусмысленных ситуаций только люди недостойные, у них такие ситуации даже самопроизвольно возникают. Это хорошо известно, и многими людьми подмечено в изречениях типа «достойные люди двусмысленных ситуаций избегают, быдло само их создаёт».
А в Англии, например, это давно уже отработано как общепринятая норма поведения на уровне всего общества. У нас когда-то это было отработано тоже, но после того, как стало модным гордиться, что «вышли мы все из народа», это начало выглядеть не так однозначно. Но, тем не менее, понимание этого в обществе вполне присутствует. Двусмысленное поведение нигде не приветствуется. Иначе человек начинает выглядеть как шалава. И общество его осуждает.
Но это на межличностном уровне. А почему же тогда на уровне общественном выглядеть шалавой считается допустимым и даже нормальным? Вся эта ныне взыгрующая пятая колонна ведёт себя так, словно гордится своей деятельностью. И общество это воспринимает как должное, пасуя перед фразами типа «плюрализм мнений», «свобода выбора» и прочей риторической шелухой, призванной деятельность этих тайных врагов замаскировать и облагородить. Шалава это звучит гордо? А если поставить всё на свои места?
В отношении общественных норм поведения двусмысленность поведения должна осуждаться не менее чем в отношении межличностных норм поведения. И даже более того: должна и осуждаться больше, и меры пресечения должны применяться достаточно эффективные. Потому что шалава общественного типа гораздо опасней шалавы личностного типа. И общество должно не стесняться от таких шалав защищаться. Уже сама двусмысленность общественного поведения и возможность усмотреть в таком поведении шалавство должны быть и поводом для осуждения такого поведения, и причиной для принятия защитных мер от таких общественно несознательных или общественно незрелых людей. Речь не идёт о жёстких репрессиях, но увольнения с общественно значимых постов и запрет на занятие общественно значимых должностей могли бы быть вполне адекватными мерами по защите общества и от непосредственно недружественных агентов влияния, и от прочих людей, ведущих себя подобно шалавам.
Впервые обнародовано 15 сентября 2011 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post184493931/
Впервые обнародовано 15 сентября 2011 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post184493931/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.