Евреи и Египет – предыстория десятой казни
Согласно текста Библии, десять казней египетских – это наказания от Бога египтянам за то, что они не выпускали евреев за пределы Египта. Моисей вместе с помощником своим Аароном ходили к фараону с просьбой разрешить евреям на три дня выйти в пустыню, чтобы якобы совершить жертвоприношения по своей вере, в надежде таким образом из Египта сбежать, но фараон заподозрил подвох и евреев не отпускал. А Бог за это насылал на египтян различные казни и после десятой казни египтяне не выдержали и сами попросили евреев идти, куда тем хочется.
Казни эти сверхъестественны, такое мог сотворить только сам Бог, и казни эти в Библии служат доказательством силы еврейского Бога и необходимости послушания ему. Но к нашему времени уже сложилось достаточно уверенное представление о том, что казни эти больше похожи на естественные природные явления, в разное время в Египте происходившие и только впоследствии усердиями творцов библейских текстов сведенные воедино в виде якобы цепочки наказаний египтянам за евреев. Евреи истолковали природные катаклизмы и другие неблагоприятные природные явления того времени в свою пользу. А в отдалении от времён этих происходивших в разное время явлений их начали представлять как связанные события, происходившие последовательно одно за другим чуть ли не в одно и то же время.
Так, естественным способом можно объяснить девять казней. Но десятую казнь так объяснить нельзя. Перед этой казнью современная библеистика пасует и объяснить её никак не может. Казнь эта заключается в том, что Бог умертвил у египтян всех перворожденных, то есть всех первенцев, которые рождались в египетских семьях. Действительно, сложно найти такому событию какие либо естественные объяснения, и остаётся думать только о сверхъестественном вмешательстве или допустить мысль о мощных магических манипуляциях, исходивших от самих евреев.
На самом деле, там всё просто объясняется. Многие исследователи Библии отмечали, что в этой странной книге события зачастую просто выворачиваются наизнанку – к таким выводам им оставалось приходить после изучения реальной истории и сопоставления её с той историей, которая отображена в этой книге. И данное событие именно к таким вывернутым наизнанку событиям относится. Всего лишь. Но, чтобы понять, что там к чему и что там вывернуто, а что отображено достоверно, нам необходимо вначале вкратце рассмотреть египетский период еврейской истории.
Итак, евреи пришли в Египет. Было это в начале царствования фараона Аменхотепа II, и продолжалось 215 лет. При фараоне Мернептахе они из Египта ушли. Что привело евреев в эту страну? Две взаимосвязанные причины.
Первая причина. Евреи были израэлями. Это означает, что они были богоборцами. Был определённый тип богов или духовных сил, под которыми евреи изначально ходили, с которыми они были в союзе, а был определённый тип богов (духовных сил), с которыми они боролись. Но боролись, как правило, негласным образом, стараясь переиграть их и, если не уничтожить, то хотя бы осадить их и нанести им максимальный урон. У них натуры были такие и они под эти борения изначально были заточены. В Египет их привело как израэлей ради борьбы с теми силами, которые исходили от египетских пирамид. Что там за силы, в этих пирамидах, я подробно излагаю в статье «Логово дьявола», кто ещё не знаком с этой статьёй, даю ссылку:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post115490669/
Вторая причина. Пример гиксосов, правивших перед этим в нижней части Египта, и стремление по этому примеру захватить в Египте власть – евреи хотели стать хозяевами Египта. Гиксосы это условное название пришлого неегипетского населения, состоявшего из представителей самых разных кочевых племён преимущественно семитского происхождения, которые некогда обосновались в нижней части Египта и со временем начали там хозяйничать настолько, что привели к власти собственных правителей. При их правлении территория дельты Нила была самостоятельным государством, независимым от власти египетских фараонов. За сотню с небольшим лет до прихода евреев в Египет египтяне изгнали гиксосов из Египта, но память об их правлении была для евреев живым примером, и примером весьма заманчивым.
Вначале евреи успешно продвигались к своим целям. Они вошли в доверие к правившим фараонам, приобрели большой вес в египетских делах и даже возвели на престол своего воспитанника – фараона Аменхотепа IV. То, что этот фараон, вскоре после восшествия на престол назвавший себя Эхнатоном, полностью реорганизовал египетскую религиозную систему, было заслугой его наставников-евреев. Если бы эта реорганизация египетской веры прижилась, то разрушить пирамиды руками самих же египтян было бы уже весьма несложно.
Но духовные силы пирамид вовремя усмотрели исходившую от евреев опасность. И ходившие под пирамидами тогдашние египетские староверы приложили все усилия к тому, чтобы изменить ситуацию. Хитрости и коварства в них было – куда тем евреям – и они таки переломили ход событий в свою пользу, постепенно изведя под корень династию фараонов, с которой у евреев были налажены хорошие отношения, возведя на престол людей совершенно другого склада, и отстранив самих евреев от всех египетских дел.
Чтобы евреи ушли из Египта, их начали всячески притеснять и даже загружать их работами на уровне рабов. Но евреи упорно пережидали нелёгкие для них времена, и уходить из Египта не собирались. Они активно плодились и постепенно становились весьма многочисленны, при этом они не были, как то им навязали позже, обособлены от остальных людей, и находились с множеством египтян в родственных отношениях, что в потенциале обеспечивало им поддержку со стороны значительной части египетского народа. Они становились постепенно значимой силой, представлявшей опасность для властной верхушки Египта. Недаром в самой Библии тогдашняя египетская власть выражает на эту тему свои опасения (Исход, гл1 п10). Там, кстати, выражаются опасения не только о том, что евреи стали многочисленны, но и о том, что в случае войны они могут присоединиться к неприятелю и оказаться внутренним врагом. Что ж, опасения эти были весьма обоснованны.
Евреи продолжали вынашивать планы своего доминирования в Египте и явного или тайного, но захвата египетской власти. И правившая египетская верхушка всю эту ситуацию прекрасно понимала. Но сделать с евреями ничего не могла. Притеснения евреи претерпевали, а устроить против них явные репрессии и начать их истреблять означало восстановить против себя самих египтян, с которыми евреи ладили и зачастую находились в тесных родственных отношениях. Поэтому при Рамзесе II возник первый в истории «комитет государственной безопасности», занимавшийся проблемой евреев как потенциального внутреннего врага. Еврейская среда была пронизана этими тогдашними гэбистами и каждый шаг евреев был на виду. И гэбисты эти не только жили среди евреев, но и, подобно прочим египтянам, роднились с ними, оставаясь при этом, как патриоты собственного отечества, себе на уме. Евреев старались постепенно превратить в египтян и выветрить из них инородческую психологию.
При этом главные усилия тогдашнего «КГБ» были направлены в идеологическую сферу. У евреев были свои религиозные представления, и именно там старались найти слабинку для обезвреживания опасных еврейских устремлений. И эту слабинку найти удалось. Причём её удалось найти на уровне взаимоотношений самих духовных сил еврейской и египетской религиозных систем. Слабым местом евреев оказались левиты, представители колена Леви, которые были увлечены взаимодействием с лунными силами и поклонялись Сину – лунному божеству. Духовная сила пирамид, представлявшая собой одну из сил Афа, драконьего начала из системы Сириуса, и духовная сила горы Синай, представлявшая собой одну из сил Сина, а конкретно – архетипную силу чертей, бывших некогда лунными обитателями, договорились о взаимовыгодной союзнической деятельности. И духовная сила Синая, представившаяся позже Моисею богом Яхве, начала морочить левитам голову. Именно этот союз Афа с Яхве, главную роль в котором играл сам Аф, определил дальнейшую судьбу евреев.
Афова сила пирамид была заведомо более мощной силой и в нормальных для неё обстоятельствах она побрезговала бы с чертовщиной Синая связываться на союзнических условиях, но обстоятельства в Египте в связи с присутствием там евреев были для пирамид не только ненормальными, но даже критическими. Потому что политическая ситуация в Египте резко изменилась и начали происходить те события, которых и египетская власть, и сами силы пирамид так опасались.
Умер Рамзес II и страной начал править фараон Мернептах. Хоть он фактически и правил Египтом долгие годы до этого при одряхлевшем Рамзесе, но Рамзес был символом, на котором держалось прежнее стабильное правление, а ушёл Рамзес – и начали проявлять себя многие неблагоприятные тенденции. Власть в Египте ослабела. И всему этому чутко внимал внутренний враг – евреи. Собственных сил для изменения ситуации у них было пока что мало, но притеснения и рабские труды им изрядно надоели и они решились на авантюру, подбив к нападению на Египет другие народы.
Договориться со средиземноморскими праславянскими племенами оказалось несложно, потому как тех пирамиды допекали более всего.
– Знаете ли вы, что все ваши беды от пирамид? – вопрошали их еврейские посланники.
– Догадываемся. А что можно сделать?
– Египет сейчас слаб. Ливийцы хотят напасть на него, но им нужен союзник. Если вы согласны помочь ливийцам, то мы договоримся с остальными.
– Хорошо, мы согласны.
И еврейские гонцы понеслись и к племенам Ханаана, бывшим подневольными Египту на севере, и к народу Нубии, бывшему подневольным Египту на юге. Оказались готовы все. Только к хеттам не имело смысла соваться – слишком большое царство, у которого с Египтом был заключён мирный договор, там таким гонцам, вполне вероятно, повыдёргивали бы всё лишнее и отправили бы под стражей обратно в Египет. Лучше было не рисковать, чтобы не испортить всю операцию. Впрочем, у хеттов и так была сложная ситуация, и им всё равно было не до того.
И в условленное время одновременно началось – нападение с запада ливийцев в союзе с «народами моря», восстание в Ханаане, восстание в Нубии. Как вели себя в это время сами евреи, история умалчивает, вероятней всего, решили выждать и посмотреть, как будут развиваться военные события на западе, но какую-то активность, безусловно, проявляли и они.
Увы, события на западе развивались не в пользу евреев. Египтянам удалось одержать победу над объединёнными силами ливийцев и «народов моря». Восстания на севере и юге тоже были подавлены. Встал вопрос, что делать с самими евреями. Хоть они и не поднимали явного восстания, но всем было ясно в той ситуации, что они являются внутренним врагом, от которого необходимо избавиться или хотя бы его осадить. Полностью их истребить всё же не решались, чтобы не вызвать волнений среди египетского народа, с которым множество евреев находилось в родственных отношениях, но примерно их наказать можно было себе позволить – очень многие в египетском народе тоже стали ими недовольны.
И решили провести против евреев репрессии небольшие, но наносившие им максимальный урон – истребить их первенцев. Суть дела заключалась в том, что обычно первенцы обладают несколько большей духовной силой по сравнению с остальными, после них родившимися детьми, и истребление этих носителей духовной силы еврейского народа должно было привести к ослаблению духа этого народа, его некоторому вырождению и более лёгкому его превращению в египтян. Первенцы считались духовным семенем народа, передававшим в поколениях тот дух народа, который и делал его собственно народом, а не просто говорившей на одном языке массой людей. И у евреев начали истреблять их первенцев как духовное семя их народа, что и побудило евреев из Египта сбежать. А позже, когда эти события перешли уже в область легенд, идеологи новой религии сочинили сказку о целой десятке казней от их Бога египтянам, в которой оказалось, что первенцы на самом деле были истреблены у самих египтян.
Наверняка такая сказка с переиначиванием события наоборот имела под собой какие-то психологические основания и была не просто сочинена, а всего лишь отражала одну из закрепившихся в памяти народа версий того события. В психологии хорошо известен феномен диссоциативной амнезии, возникающей у многих людей после перенесенного ими шока или стрессового состояния, когда эти люди забывают неприятные им события или вспоминают о них совсем иначе вплоть до изменения смысла события на обратный. В большинстве случаев такая диссоциативная амнезия бывает кратковременной, но иногда фиксируется надолго. А если у евреев была образована целая среда из таких перенесших шок людей, то там в состоянии массового психоза на эту тему можно было и напрочь забыть что угодно, и начать его представлять как угодно иначе, вплоть до переиначивания его наоборот. Кроме того, наверняка масса евреев проклинала за эти репрессии египтян и желала, чтобы с ними самими произошло то же самое, и чтобы Бог истребил египетских первенцев – а со временем эти пожелания зафиксировались у многих в памяти не как желаемое, а как реально происходившее. Так что основания для такой обратной реально происходившему точки зрения в еврейской среде были. А идеологи новой еврейской религии выбрали то, что было для них удобней.
Но давайте рассмотрим это событие с истреблением первенцев несколько подробней. В Библии говорится, что произошло это событие в полночь, и в ту же ночь евреи снялись со своих мест и пошли в пустыню. На самом деле вряд ли так могло происходить. При исходе у евреев только взрослых мужчин было около шестисот тысяч. А вместе с семьями этих мужчин народу там было не меньше двух миллионов человек. Это был довольно большой народ. У египтян просто войска не хватило бы, чтобы в такой массе людей одновременно истребить их первенцев. Да и далеко не каждый воин согласится ходить по семьям и убивать там детей. Наверняка были специально подобранные отряды, которые этим занимались, и продолжалось это событие много дней подряд. И это объясняет многие переиначенным образом изложенные в Библии вещи.
Когда эти карательные отряды начали ходить по еврейским селениям, то евреи своих первенцев пытались просто прятать. А поскольку кто-то в семье должен был за первенца сойти и за него пострадать – воинам ведь было всё равно, кого именно убить, им просто надо было выполнить порученную им работу – то оказалось, что прятать первенцев не имеет особого смысла, но имеет смысл имитировать их убийство. Поэтому многие евреи зарезали какое-нибудь животное и оставляли вокруг следы от его крови – мол, здесь уже ваши воины побывали и свою работу сделали, вот, даже следы крови мы ещё не успели убрать. Во многих случаях это давало необходимый результат, даже если эти каратели понимали, что их обманывают – особого рвения к своему грязному делу они не испытывали. И в первую очередь следы крови оставляли у входной двери и на дверных косяках – там они и видней всего, и достаточно правдоподобны, похожи на то, что кого-то из дома выволокли и тут же на пороге убили. Ну, а позже в Библии это было изображено как защитное действо совсем другого рода – мол, Бог при истреблении им первенцев проходил мимо тех дверей, косяки которых были обмазаны кровью.
И ещё один своеобразный штрих от тех событий отмечен в библейском тексте – на евреев в это время не лаяли собаки (Исход, гл11 п7). Дело в том, что собаки не лают на того человека, который сокрушён, находится в горе. Собаки хорошо чувствуют состояние человека и у них на таких людей «не шевелится язык». А у евреев было большое горе. Потом, вспоминая это событие, они так и отмечали: «На нас даже собаки тогда не лаяли». И это нашло своё отражение в тексте Библии.
Событие с истреблением первенцев коснулось далеко не всех. Три колена – Ефрема, Манассии и Леви это событие не затронуло. С коленами Ефрема и Манассии всё просто объяснимо – они состояли по преимуществу из египтян и находились с египетской властью в особых отношениях. А с коленом Леви там была отдельная история, имевшая свои далеко идущие последствия.
Колено Леви из-за его связи с Синаем и предназначавшейся этому колену особой роли хотели отделить от остальных евреев, внести раскол между этим коленом и остальными евреями, и для этого его хотели поставить в изменническое по отношению к остальным евреям положение. Поэтому, когда началось истребление первенцев, левитам предложили откупиться. Левиты прекрасно поняли, что всё это значит и к чему это приведёт, и начали торговаться, чтобы найти какой-то приемлемый промежуточный вариант. В результате сошлись на том, что откупиться можно будет не только левитам, но и остальным евреям, только для левитов это будет цена относительно небольшая и вполне доступная, а для остальных евреев это будет цена малореальная.
И египетская власть объявила, что милостью фараона наказание может быть заменено выкупом. Для тех, кто сможет выкуп заплатить, естественно. В отчаянии евреи обратились за помощью к своим египетским родственникам и соседям. Те с готовностью отозвались на такое горе и поотдавали евреям все свои ценности. Но многих и это не спасало, а с учётом того, что ситуация вообще стала чрезвычайно обострённой, евреи решили бежать. И многие их них даже и выкупа заплатить не успели. А потом сокрушались:
– Ох, неудобно нам перед нашими египетскими родственниками. Забрали мы у них все ценности, а теперь и вернуть их никак не можем. Хорошо, что эти ценности не пригодились, но надо бы как-то найти способ их и обратно вернуть.
– Да бросьте вы. Там детей ваших чуть не поубивали. А вы взялись этих египтян жалеть. Обобрали их немножко, так хоть как-то их наказали, – отвечали им озлобившиеся.
А идеологи новой религии вот так позже и зафиксировали: «Попросите у них и оберёте их». У кого как мозги вправлены. Что тут поделаешь.
Такая вот египетская десятая казнь.
Вся эта история вполне известна. Существует важный исторический документ, в котором эти события, связанные с десятой казнью, вкратце изложены. Это стела (каменная плита), на которой записаны деяния фараона Мернептаха. Плита эта так и называется стелой Мернептаха и является самым известным египетским документом в связи с тем, что именно на ней впервые из древних исторических документов упоминается имя Израэля. В связи с этим эту стелу часто называют также стелой Израэля (Израиля).
Вопрос только в том, что объяснить запись на этой стеле никак не могут. В отношении евреев там сказано, что Израэль опустошён и лишён своего семени, и при этом в имени «Израэль» используется иероглиф, обозначающий народ, а не страну. То есть, там говорится не о стране евреев, а о самом их племени. В связи с этим полагают, что своей страны у евреев ещё не было, а событие это описывает некую неизвестную стычку египтян с евреями во время их странствий, в которой евреев очень хорошо потрепали. И гадают, что же это за трёпка была такая, которая не нашла своего отражения в документах еврейских, но при этом была основательной настолько, что лишила евреев их семени. Вместе с тем там говорится также о победе Мернептаха над ливийцами и «народами моря», а также о подавлении восстаний в Нубии и Ханаане.
Вот так эти события и происходили, как они здесь изложены. А лишение евреев их семени очень хорошо в еврейских документах задокументировано. Только оно задокументировано там по-еврейски. В виде десятой казни. Но, если исторические документы слишком кратки или извращены, то в «хрониках духа» всё это читается значительно подробней. Здесь записи такой хроники в какой-то мере раскрываются автором, способным к их чтению.
А было это всё на пятом году правления Мернептаха. Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день хронологии это соответствует 1208 или 1207 году до нашей эры.
Евреи тогда немного поспешили. И всё потеряли. Им надо было не торопиться «мутить воду», а просто подождать лет десять-пятнадцать. И всё бы произошло само собой. Египет достаточно быстро погружался тогда в очередное своё смутное время. Через двадцать лет там вообще была анархия и полное безвластие. Но евреев к тому времени там уже не было. Где-то в далёкой пустыне их в это время водили за нос. Потом им сказали, что это их водили по пустыне.
Но – как сложилось. Произошло так, как произошло. А чтобы понять дальнейшую историю евреев и роль десятой казни в этой истории, нам желательно вернуться немного назад и рассмотреть подробней некоторые аспекты их истории предыдущей.
В Египет их пришло много. В тексте Библии говорится о семи десятках человек и там правильно говорится, следует полагать, но там говорится далеко не всё. Семьдесят человек было только в роду Иакова, а самих евреев было намного больше.
Дело в том, что евреи изначально были довольно большим племенем, и об Аврааме, Исааке, Иакове и других лицах рода Иакова там говорится не как о частных лицах, а как о царях, как о главах своих племён и как о представителях правящих династий, с этими главами племён связанных. Там, кроме них самих, было ещё много людей под их управлением. И это позволяет понять многие другие вещи.
Узнать, сколько людей было под управлением Иакова, нам поможет брат Иакова Исав. В книге Бытие (гл36 п40-43) перечисляются тысячники Исава. Тысячники это военачальники, под управлением которых находилась тысяча (или около того) человек, годных для войны. Там называются имена одиннадцати тысячников. Из чего следует, что в племени Исава было около одиннадцати тысяч мужчин, готовых держать меч. А с учётом жён, детей, стариков это было племя общей численностью вряд ли менее пятидесяти тысяч человек. Скорей даже более.
Исав и Иаков были родными братьями. Отцом их был Исаак. И наследство Исаака они разделили, по меньшей мере, поровну. А если не поровну, то бОльшая часть должна была достаться Иакову, потому что именно его благословил Исаак как своего преемника на правление своим племенем, и Исаву пришлось отделяться и переходить со своими людьми на новые земли. Основное племя досталось под управление Иакова. Поэтому людей у Иакова должно было быть никак не меньше, чем у Исава.
Из чего следует, что всего евреев пришло в Египет под началом Иакова, по меньшей мере, пятьдесят тысяч человек. А скорей, даже более того.
Там в Пятикнижии просто говорится о разных вещах: на входе в Египет говорится о роде непосредственно правителя племени, а на выходе из Египта говорится о племени в целом. Таков был замысел Составителя Пятикнижия. Там неспроста так написано. Этим что-то хотели сказать.
Впервые обнародовано 15 февраля 2012 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post206674573/
Согласно текста Библии, десять казней египетских – это наказания от Бога египтянам за то, что они не выпускали евреев за пределы Египта. Моисей вместе с помощником своим Аароном ходили к фараону с просьбой разрешить евреям на три дня выйти в пустыню, чтобы якобы совершить жертвоприношения по своей вере, в надежде таким образом из Египта сбежать, но фараон заподозрил подвох и евреев не отпускал. А Бог за это насылал на египтян различные казни и после десятой казни египтяне не выдержали и сами попросили евреев идти, куда тем хочется.
Казни эти сверхъестественны, такое мог сотворить только сам Бог, и казни эти в Библии служат доказательством силы еврейского Бога и необходимости послушания ему. Но к нашему времени уже сложилось достаточно уверенное представление о том, что казни эти больше похожи на естественные природные явления, в разное время в Египте происходившие и только впоследствии усердиями творцов библейских текстов сведенные воедино в виде якобы цепочки наказаний египтянам за евреев. Евреи истолковали природные катаклизмы и другие неблагоприятные природные явления того времени в свою пользу. А в отдалении от времён этих происходивших в разное время явлений их начали представлять как связанные события, происходившие последовательно одно за другим чуть ли не в одно и то же время.
Так, естественным способом можно объяснить девять казней. Но десятую казнь так объяснить нельзя. Перед этой казнью современная библеистика пасует и объяснить её никак не может. Казнь эта заключается в том, что Бог умертвил у египтян всех перворожденных, то есть всех первенцев, которые рождались в египетских семьях. Действительно, сложно найти такому событию какие либо естественные объяснения, и остаётся думать только о сверхъестественном вмешательстве или допустить мысль о мощных магических манипуляциях, исходивших от самих евреев.
На самом деле, там всё просто объясняется. Многие исследователи Библии отмечали, что в этой странной книге события зачастую просто выворачиваются наизнанку – к таким выводам им оставалось приходить после изучения реальной истории и сопоставления её с той историей, которая отображена в этой книге. И данное событие именно к таким вывернутым наизнанку событиям относится. Всего лишь. Но, чтобы понять, что там к чему и что там вывернуто, а что отображено достоверно, нам необходимо вначале вкратце рассмотреть египетский период еврейской истории.
Итак, евреи пришли в Египет. Было это в начале царствования фараона Аменхотепа II, и продолжалось 215 лет. При фараоне Мернептахе они из Египта ушли. Что привело евреев в эту страну? Две взаимосвязанные причины.
Первая причина. Евреи были израэлями. Это означает, что они были богоборцами. Был определённый тип богов или духовных сил, под которыми евреи изначально ходили, с которыми они были в союзе, а был определённый тип богов (духовных сил), с которыми они боролись. Но боролись, как правило, негласным образом, стараясь переиграть их и, если не уничтожить, то хотя бы осадить их и нанести им максимальный урон. У них натуры были такие и они под эти борения изначально были заточены. В Египет их привело как израэлей ради борьбы с теми силами, которые исходили от египетских пирамид. Что там за силы, в этих пирамидах, я подробно излагаю в статье «Логово дьявола», кто ещё не знаком с этой статьёй, даю ссылку:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post115490669/
Вторая причина. Пример гиксосов, правивших перед этим в нижней части Египта, и стремление по этому примеру захватить в Египте власть – евреи хотели стать хозяевами Египта. Гиксосы это условное название пришлого неегипетского населения, состоявшего из представителей самых разных кочевых племён преимущественно семитского происхождения, которые некогда обосновались в нижней части Египта и со временем начали там хозяйничать настолько, что привели к власти собственных правителей. При их правлении территория дельты Нила была самостоятельным государством, независимым от власти египетских фараонов. За сотню с небольшим лет до прихода евреев в Египет египтяне изгнали гиксосов из Египта, но память об их правлении была для евреев живым примером, и примером весьма заманчивым.
Вначале евреи успешно продвигались к своим целям. Они вошли в доверие к правившим фараонам, приобрели большой вес в египетских делах и даже возвели на престол своего воспитанника – фараона Аменхотепа IV. То, что этот фараон, вскоре после восшествия на престол назвавший себя Эхнатоном, полностью реорганизовал египетскую религиозную систему, было заслугой его наставников-евреев. Если бы эта реорганизация египетской веры прижилась, то разрушить пирамиды руками самих же египтян было бы уже весьма несложно.
Но духовные силы пирамид вовремя усмотрели исходившую от евреев опасность. И ходившие под пирамидами тогдашние египетские староверы приложили все усилия к тому, чтобы изменить ситуацию. Хитрости и коварства в них было – куда тем евреям – и они таки переломили ход событий в свою пользу, постепенно изведя под корень династию фараонов, с которой у евреев были налажены хорошие отношения, возведя на престол людей совершенно другого склада, и отстранив самих евреев от всех египетских дел.
Чтобы евреи ушли из Египта, их начали всячески притеснять и даже загружать их работами на уровне рабов. Но евреи упорно пережидали нелёгкие для них времена, и уходить из Египта не собирались. Они активно плодились и постепенно становились весьма многочисленны, при этом они не были, как то им навязали позже, обособлены от остальных людей, и находились с множеством египтян в родственных отношениях, что в потенциале обеспечивало им поддержку со стороны значительной части египетского народа. Они становились постепенно значимой силой, представлявшей опасность для властной верхушки Египта. Недаром в самой Библии тогдашняя египетская власть выражает на эту тему свои опасения (Исход, гл1 п10). Там, кстати, выражаются опасения не только о том, что евреи стали многочисленны, но и о том, что в случае войны они могут присоединиться к неприятелю и оказаться внутренним врагом. Что ж, опасения эти были весьма обоснованны.
Евреи продолжали вынашивать планы своего доминирования в Египте и явного или тайного, но захвата египетской власти. И правившая египетская верхушка всю эту ситуацию прекрасно понимала. Но сделать с евреями ничего не могла. Притеснения евреи претерпевали, а устроить против них явные репрессии и начать их истреблять означало восстановить против себя самих египтян, с которыми евреи ладили и зачастую находились в тесных родственных отношениях. Поэтому при Рамзесе II возник первый в истории «комитет государственной безопасности», занимавшийся проблемой евреев как потенциального внутреннего врага. Еврейская среда была пронизана этими тогдашними гэбистами и каждый шаг евреев был на виду. И гэбисты эти не только жили среди евреев, но и, подобно прочим египтянам, роднились с ними, оставаясь при этом, как патриоты собственного отечества, себе на уме. Евреев старались постепенно превратить в египтян и выветрить из них инородческую психологию.
При этом главные усилия тогдашнего «КГБ» были направлены в идеологическую сферу. У евреев были свои религиозные представления, и именно там старались найти слабинку для обезвреживания опасных еврейских устремлений. И эту слабинку найти удалось. Причём её удалось найти на уровне взаимоотношений самих духовных сил еврейской и египетской религиозных систем. Слабым местом евреев оказались левиты, представители колена Леви, которые были увлечены взаимодействием с лунными силами и поклонялись Сину – лунному божеству. Духовная сила пирамид, представлявшая собой одну из сил Афа, драконьего начала из системы Сириуса, и духовная сила горы Синай, представлявшая собой одну из сил Сина, а конкретно – архетипную силу чертей, бывших некогда лунными обитателями, договорились о взаимовыгодной союзнической деятельности. И духовная сила Синая, представившаяся позже Моисею богом Яхве, начала морочить левитам голову. Именно этот союз Афа с Яхве, главную роль в котором играл сам Аф, определил дальнейшую судьбу евреев.
Афова сила пирамид была заведомо более мощной силой и в нормальных для неё обстоятельствах она побрезговала бы с чертовщиной Синая связываться на союзнических условиях, но обстоятельства в Египте в связи с присутствием там евреев были для пирамид не только ненормальными, но даже критическими. Потому что политическая ситуация в Египте резко изменилась и начали происходить те события, которых и египетская власть, и сами силы пирамид так опасались.
Умер Рамзес II и страной начал править фараон Мернептах. Хоть он фактически и правил Египтом долгие годы до этого при одряхлевшем Рамзесе, но Рамзес был символом, на котором держалось прежнее стабильное правление, а ушёл Рамзес – и начали проявлять себя многие неблагоприятные тенденции. Власть в Египте ослабела. И всему этому чутко внимал внутренний враг – евреи. Собственных сил для изменения ситуации у них было пока что мало, но притеснения и рабские труды им изрядно надоели и они решились на авантюру, подбив к нападению на Египет другие народы.
Договориться со средиземноморскими праславянскими племенами оказалось несложно, потому как тех пирамиды допекали более всего.
– Знаете ли вы, что все ваши беды от пирамид? – вопрошали их еврейские посланники.
– Догадываемся. А что можно сделать?
– Египет сейчас слаб. Ливийцы хотят напасть на него, но им нужен союзник. Если вы согласны помочь ливийцам, то мы договоримся с остальными.
– Хорошо, мы согласны.
И еврейские гонцы понеслись и к племенам Ханаана, бывшим подневольными Египту на севере, и к народу Нубии, бывшему подневольным Египту на юге. Оказались готовы все. Только к хеттам не имело смысла соваться – слишком большое царство, у которого с Египтом был заключён мирный договор, там таким гонцам, вполне вероятно, повыдёргивали бы всё лишнее и отправили бы под стражей обратно в Египет. Лучше было не рисковать, чтобы не испортить всю операцию. Впрочем, у хеттов и так была сложная ситуация, и им всё равно было не до того.
И в условленное время одновременно началось – нападение с запада ливийцев в союзе с «народами моря», восстание в Ханаане, восстание в Нубии. Как вели себя в это время сами евреи, история умалчивает, вероятней всего, решили выждать и посмотреть, как будут развиваться военные события на западе, но какую-то активность, безусловно, проявляли и они.
Увы, события на западе развивались не в пользу евреев. Египтянам удалось одержать победу над объединёнными силами ливийцев и «народов моря». Восстания на севере и юге тоже были подавлены. Встал вопрос, что делать с самими евреями. Хоть они и не поднимали явного восстания, но всем было ясно в той ситуации, что они являются внутренним врагом, от которого необходимо избавиться или хотя бы его осадить. Полностью их истребить всё же не решались, чтобы не вызвать волнений среди египетского народа, с которым множество евреев находилось в родственных отношениях, но примерно их наказать можно было себе позволить – очень многие в египетском народе тоже стали ими недовольны.
Десятая казнь
И решили провести против евреев репрессии небольшие, но наносившие им максимальный урон – истребить их первенцев. Суть дела заключалась в том, что обычно первенцы обладают несколько большей духовной силой по сравнению с остальными, после них родившимися детьми, и истребление этих носителей духовной силы еврейского народа должно было привести к ослаблению духа этого народа, его некоторому вырождению и более лёгкому его превращению в египтян. Первенцы считались духовным семенем народа, передававшим в поколениях тот дух народа, который и делал его собственно народом, а не просто говорившей на одном языке массой людей. И у евреев начали истреблять их первенцев как духовное семя их народа, что и побудило евреев из Египта сбежать. А позже, когда эти события перешли уже в область легенд, идеологи новой религии сочинили сказку о целой десятке казней от их Бога египтянам, в которой оказалось, что первенцы на самом деле были истреблены у самих египтян.
Наверняка такая сказка с переиначиванием события наоборот имела под собой какие-то психологические основания и была не просто сочинена, а всего лишь отражала одну из закрепившихся в памяти народа версий того события. В психологии хорошо известен феномен диссоциативной амнезии, возникающей у многих людей после перенесенного ими шока или стрессового состояния, когда эти люди забывают неприятные им события или вспоминают о них совсем иначе вплоть до изменения смысла события на обратный. В большинстве случаев такая диссоциативная амнезия бывает кратковременной, но иногда фиксируется надолго. А если у евреев была образована целая среда из таких перенесших шок людей, то там в состоянии массового психоза на эту тему можно было и напрочь забыть что угодно, и начать его представлять как угодно иначе, вплоть до переиначивания его наоборот. Кроме того, наверняка масса евреев проклинала за эти репрессии египтян и желала, чтобы с ними самими произошло то же самое, и чтобы Бог истребил египетских первенцев – а со временем эти пожелания зафиксировались у многих в памяти не как желаемое, а как реально происходившее. Так что основания для такой обратной реально происходившему точки зрения в еврейской среде были. А идеологи новой еврейской религии выбрали то, что было для них удобней.
Особенности трагичного события
Но давайте рассмотрим это событие с истреблением первенцев несколько подробней. В Библии говорится, что произошло это событие в полночь, и в ту же ночь евреи снялись со своих мест и пошли в пустыню. На самом деле вряд ли так могло происходить. При исходе у евреев только взрослых мужчин было около шестисот тысяч. А вместе с семьями этих мужчин народу там было не меньше двух миллионов человек. Это был довольно большой народ. У египтян просто войска не хватило бы, чтобы в такой массе людей одновременно истребить их первенцев. Да и далеко не каждый воин согласится ходить по семьям и убивать там детей. Наверняка были специально подобранные отряды, которые этим занимались, и продолжалось это событие много дней подряд. И это объясняет многие переиначенным образом изложенные в Библии вещи.
Когда эти карательные отряды начали ходить по еврейским селениям, то евреи своих первенцев пытались просто прятать. А поскольку кто-то в семье должен был за первенца сойти и за него пострадать – воинам ведь было всё равно, кого именно убить, им просто надо было выполнить порученную им работу – то оказалось, что прятать первенцев не имеет особого смысла, но имеет смысл имитировать их убийство. Поэтому многие евреи зарезали какое-нибудь животное и оставляли вокруг следы от его крови – мол, здесь уже ваши воины побывали и свою работу сделали, вот, даже следы крови мы ещё не успели убрать. Во многих случаях это давало необходимый результат, даже если эти каратели понимали, что их обманывают – особого рвения к своему грязному делу они не испытывали. И в первую очередь следы крови оставляли у входной двери и на дверных косяках – там они и видней всего, и достаточно правдоподобны, похожи на то, что кого-то из дома выволокли и тут же на пороге убили. Ну, а позже в Библии это было изображено как защитное действо совсем другого рода – мол, Бог при истреблении им первенцев проходил мимо тех дверей, косяки которых были обмазаны кровью.
И ещё один своеобразный штрих от тех событий отмечен в библейском тексте – на евреев в это время не лаяли собаки (Исход, гл11 п7). Дело в том, что собаки не лают на того человека, который сокрушён, находится в горе. Собаки хорошо чувствуют состояние человека и у них на таких людей «не шевелится язык». А у евреев было большое горе. Потом, вспоминая это событие, они так и отмечали: «На нас даже собаки тогда не лаяли». И это нашло своё отражение в тексте Библии.
Событие с истреблением первенцев коснулось далеко не всех. Три колена – Ефрема, Манассии и Леви это событие не затронуло. С коленами Ефрема и Манассии всё просто объяснимо – они состояли по преимуществу из египтян и находились с египетской властью в особых отношениях. А с коленом Леви там была отдельная история, имевшая свои далеко идущие последствия.
Колено Леви из-за его связи с Синаем и предназначавшейся этому колену особой роли хотели отделить от остальных евреев, внести раскол между этим коленом и остальными евреями, и для этого его хотели поставить в изменническое по отношению к остальным евреям положение. Поэтому, когда началось истребление первенцев, левитам предложили откупиться. Левиты прекрасно поняли, что всё это значит и к чему это приведёт, и начали торговаться, чтобы найти какой-то приемлемый промежуточный вариант. В результате сошлись на том, что откупиться можно будет не только левитам, но и остальным евреям, только для левитов это будет цена относительно небольшая и вполне доступная, а для остальных евреев это будет цена малореальная.
И египетская власть объявила, что милостью фараона наказание может быть заменено выкупом. Для тех, кто сможет выкуп заплатить, естественно. В отчаянии евреи обратились за помощью к своим египетским родственникам и соседям. Те с готовностью отозвались на такое горе и поотдавали евреям все свои ценности. Но многих и это не спасало, а с учётом того, что ситуация вообще стала чрезвычайно обострённой, евреи решили бежать. И многие их них даже и выкупа заплатить не успели. А потом сокрушались:
– Ох, неудобно нам перед нашими египетскими родственниками. Забрали мы у них все ценности, а теперь и вернуть их никак не можем. Хорошо, что эти ценности не пригодились, но надо бы как-то найти способ их и обратно вернуть.
– Да бросьте вы. Там детей ваших чуть не поубивали. А вы взялись этих египтян жалеть. Обобрали их немножко, так хоть как-то их наказали, – отвечали им озлобившиеся.
А идеологи новой религии вот так позже и зафиксировали: «Попросите у них и оберёте их». У кого как мозги вправлены. Что тут поделаешь.
Такая вот египетская десятая казнь.
Стела Мернептаха
Вся эта история вполне известна. Существует важный исторический документ, в котором эти события, связанные с десятой казнью, вкратце изложены. Это стела (каменная плита), на которой записаны деяния фараона Мернептаха. Плита эта так и называется стелой Мернептаха и является самым известным египетским документом в связи с тем, что именно на ней впервые из древних исторических документов упоминается имя Израэля. В связи с этим эту стелу часто называют также стелой Израэля (Израиля).
Вопрос только в том, что объяснить запись на этой стеле никак не могут. В отношении евреев там сказано, что Израэль опустошён и лишён своего семени, и при этом в имени «Израэль» используется иероглиф, обозначающий народ, а не страну. То есть, там говорится не о стране евреев, а о самом их племени. В связи с этим полагают, что своей страны у евреев ещё не было, а событие это описывает некую неизвестную стычку египтян с евреями во время их странствий, в которой евреев очень хорошо потрепали. И гадают, что же это за трёпка была такая, которая не нашла своего отражения в документах еврейских, но при этом была основательной настолько, что лишила евреев их семени. Вместе с тем там говорится также о победе Мернептаха над ливийцами и «народами моря», а также о подавлении восстаний в Нубии и Ханаане.
Вот так эти события и происходили, как они здесь изложены. А лишение евреев их семени очень хорошо в еврейских документах задокументировано. Только оно задокументировано там по-еврейски. В виде десятой казни. Но, если исторические документы слишком кратки или извращены, то в «хрониках духа» всё это читается значительно подробней. Здесь записи такой хроники в какой-то мере раскрываются автором, способным к их чтению.
А было это всё на пятом году правления Мернептаха. Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день хронологии это соответствует 1208 или 1207 году до нашей эры.
Евреи тогда немного поспешили. И всё потеряли. Им надо было не торопиться «мутить воду», а просто подождать лет десять-пятнадцать. И всё бы произошло само собой. Египет достаточно быстро погружался тогда в очередное своё смутное время. Через двадцать лет там вообще была анархия и полное безвластие. Но евреев к тому времени там уже не было. Где-то в далёкой пустыне их в это время водили за нос. Потом им сказали, что это их водили по пустыне.
Но – как сложилось. Произошло так, как произошло. А чтобы понять дальнейшую историю евреев и роль десятой казни в этой истории, нам желательно вернуться немного назад и рассмотреть подробней некоторые аспекты их истории предыдущей.
Сколько евреев пришло в Египет
В Египет их пришло много. В тексте Библии говорится о семи десятках человек и там правильно говорится, следует полагать, но там говорится далеко не всё. Семьдесят человек было только в роду Иакова, а самих евреев было намного больше.
Дело в том, что евреи изначально были довольно большим племенем, и об Аврааме, Исааке, Иакове и других лицах рода Иакова там говорится не как о частных лицах, а как о царях, как о главах своих племён и как о представителях правящих династий, с этими главами племён связанных. Там, кроме них самих, было ещё много людей под их управлением. И это позволяет понять многие другие вещи.
Узнать, сколько людей было под управлением Иакова, нам поможет брат Иакова Исав. В книге Бытие (гл36 п40-43) перечисляются тысячники Исава. Тысячники это военачальники, под управлением которых находилась тысяча (или около того) человек, годных для войны. Там называются имена одиннадцати тысячников. Из чего следует, что в племени Исава было около одиннадцати тысяч мужчин, готовых держать меч. А с учётом жён, детей, стариков это было племя общей численностью вряд ли менее пятидесяти тысяч человек. Скорей даже более.
Исав и Иаков были родными братьями. Отцом их был Исаак. И наследство Исаака они разделили, по меньшей мере, поровну. А если не поровну, то бОльшая часть должна была достаться Иакову, потому что именно его благословил Исаак как своего преемника на правление своим племенем, и Исаву пришлось отделяться и переходить со своими людьми на новые земли. Основное племя досталось под управление Иакова. Поэтому людей у Иакова должно было быть никак не меньше, чем у Исава.
Из чего следует, что всего евреев пришло в Египет под началом Иакова, по меньшей мере, пятьдесят тысяч человек. А скорей, даже более того.
Там в Пятикнижии просто говорится о разных вещах: на входе в Египет говорится о роде непосредственно правителя племени, а на выходе из Египта говорится о племени в целом. Таков был замысел Составителя Пятикнижия. Там неспроста так написано. Этим что-то хотели сказать.
Впервые обнародовано 15 февраля 2012 года:
http://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post206674573/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.